ОЖИРЕНИЕ

Ожирение – избыточное отложение жира в подкожной клетчатке, сальнике и других тканях организма при переедании, малоподвижном образе жизни, эндокринных заболеваниях и др. (малая советская энциклопедия,1985г.)

image001Ожирение называют одной из самых опасных неинфекционных пандемий XXI века. Никакой другой болезнью люди не болеют так часто, как ожирением. По последним оценкам ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) более 1 млрд человек в мире имеют лишний вес. В экономически развитых странах почти 50% населения имеют избыточный вес, из них 30% страдают ожирением. В России в среднем 30% лиц трудоспособного возраста имеют ожирение и 25% - избыточную массу тела. С каждым годом увеличивается число детей и подростков, страдающих ожирением. ВОЗ рассматривает ожирение как глобальную эпидемию, охватывающую миллионы людей. Проблема ожирения становится все более актуальной и начинает представлять социальную угрозу для жизни людей независимо от их социальной и профессиональной принадлежности, зоны проживания, возраста и пола.

image002smВ последнее время во многих странах наблюдается тенденция к улучшению уровня жизни, что не всегда означает улучшение пищевых привычек: изменилась структура и режим питания, еда стала доступнее как в плане финансовой, так и в плане территориальной доступности, увеличилось потребление высококалорийных продуктов, фастфуда, различных пищевых добавок. Все это способствует потреблению избыточной энергии, а значит, и распространению ожирения среди все большего количества людей.

Вес зависит не только от того, чем и как человек питается, но и от того, насколько активный образ жизни он ведет. Как правило, современный человек ведет, в основном, сидячий образ жизни: ездит на транспорте вместо того, чтобы ходить; пользуется эскалатором и лифтом даже в тех случаях, когда можно обойтись без них; выполняет работу сидя; много времени проводит перед телевизором и за компьютером, что и способствует нарастанию массы тела и развитию ожирения.

Значимость проблемы ожирения определяется угрозой инвалидизации пациентов молодого возраста и снижением общей продолжительности жизни в связи с частым развитием тяжелых сопутствующих заболеваний. К ним можно отнести: сахарный диабет 2 типа, артериальную гипертонию, дислипидемию, атеросклероз и связанные с ним заболевания, репродуктивную дисфункцию, желчнокаменную болезнь, остеохондроз. Ожирение снижает устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, резко увеличивает риск осложнений при оперативных вмешательствах и травмах. Ожирение значимо уменьшает продолжительность жизни в среднем на 3-5 лет при небольшом избытке веса, до 15 лет при выраженном ожирении. Практически в двух случаях из трех смерть человека наступает от заболевания, связанного с нарушением жирового обмена и ожирением.

image003

Ожирение – огромная социальная проблема. Большинство этих лиц, страдают не только от болезней и ограничения подвижности, они имеют низкую самооценку, депрессию и другие психологические проблемы, обусловленные предубеждением, дискриминацией и изоляцией, существующими по отношению к ним в обществе.

Мода всегда диктовала свои требования к внешнему виду людей, на сегодняшний день она благосклонна к здоровым и спортивным людям. Всё чаще по телевизору можно увидеть рекламу диетических продуктов питания, фитнесс программ и спортзалов, в социальных сетях активно поддерживается философия здорового образа жизни (ЗОЖ), фитнес-модели возводятся в ранг кумиров, но при этом проблема излишнего веса у населения остается актуальной.

image004

Несмотря на столь выраженную проблему, современное состояние лечения ожирения остается неудовлетворительным. Известно, что большинство из нуждающихся в лечении не могут к нему приступить из-за страха перед необходимостью длительное время соблюдать однообразную полуголодную диету. Большинству из приступивших к лечению не удается достичь нормальной массы тела, а достигнутые результаты чаще всего оказываются значительно меньше, чем ожидаемые. У большинства больных даже после успешного лечения наблюдается рецидив заболевания и восстановление исходной или даже большей массы тела. Известно, что 90-95% больных восстанавливают исходную массу тела через 6 месяцев после окончания курса лечения.

К сожалению, в обществе, да и в сознании некоторых врачей, еще сильны представления, что ожирение, это личная проблема человека, прямое следствие ленивой праздной жизни и непомерного переедания. Пожалуй, ни при какой другой болезни самолечение не практикуется с таким размахом, как при ожирении. Практически любое популярное периодическое издание отводит место под десяток другой советов, как похудеть. Советов, не подкрепленных, как правило, никакой медицинской аргументацией. Бездействие врачей, неудовлетворительные результаты традиционного лечения во многом обусловили широкое распространение и процветание целительских методов, сеансов массового «кодирования», рекламирование и продажу «чудесных» средств, обещающих снижение веса без диет и прочих неудобств.

image005

Ожирение является хроническим рецидивирующим заболеванием, приводящим к многочисленным недугам и требующим длительного лечения и пожизненного контроля. Тем не менее, до сих пор многие люди считают избыточный вес и ожирение личной проблемой, которую можно решить самостоятельно, и занимаются самолечением. Это опасное заблуждение. Успешное и грамотное лечение ожирения возможно отнюдь не с новомодными блоггерами, как правило, без соответствующего образования, а только под наблюдением квалифицированного медицинского специалиста.